21:37

Сочинение я радостно написала, как уже было сказано ниже, однако, видимо, в мозгах скопилось "остаточное напряжение". Прочитала статью Добролюбова о "Грозе" Островского, да-да, ту самую, про "лучик света в темном царстве". Вообще, интересно, многие ли в школе читают эту статью. Знают-то о ней все, но вот читал ли кто-нибудь? Вне рамок филолухических вузов, я имею в виду. Я могу со стопроцентной гарантией сказать, что у меня в классе ее никто не читал, во всяком случае, во время обучения в школе (да и сейчас, практически поручитсья могу, не читал никто, ну, может, один какой человек... я, например *ржет мерзко*). Но, возможно, в российских школах статья входит в школьную программу. И вообще всякие разборы Белинского, Добролюбова и прочих критиков не только в кратком пересказе читают, а вот "в нашей занюханной Латвии" (с) мой дедушка от деток скрывают важную часть культурного достояния.

Вышенаписанное — это так, вместо предисловия.
Как оказалось, в кратком пересказе мерзки не только отличнейшие художественные произведения. Отличнейшие публицистические произведения в кратком пересказе тоже мерзки. Точнее, не так: кажущиеся мерзкими в кратком пересказе, публицистические произведения тоже вполне могут оказаться отличнейшими. Во всяком случае, мне статья Добролюбова действительно понравилась. Особенно вступление о критике, которое занимает более третьей части статьи (в духе Платона, гыгы, честное слово). Не понравились идеи о назначении критики и литературы, но тут уж ничего не попишешь, эпоха-с (во всяком случае, я так понимаю этот момент). Но самое смешное вот в чем. Может, я ошибусь, но все, что я знаю о продвинутых людях 19-го века указывает на то, что они деятельные люди, желавшие что-то изменить в этом мире, исправить его, нести просвещение и свободу в массы (в отличие от разочаровавшихся ленивых нас, последышей 20-го века с его двумя мировыми войнами, бездумно и не осознавая этого принимающих буддийский принцип не-деяния, или даже не бездумно а вполне сознательно...). Так вот, Добролюбов, относящийся к этим людям, говорит, мол, Катерина — замечательный образ сильной личности, котоырй так долго искали все будущие великие классики. Да, будущие классики предлагали свои варианты "сильной личности", "реформатора", но Добролюбов считает, что эти варианты неудачны. И неудачны вот почему:
Нам кажется, что все их неудачи происходили оттого, что они просто логическим процессом доходили до убеждения, что такого характера ищет русская жизнь, и затем кроили его сообразно с своими понятиями о требованиях доблести вообще и русской в особенности. Таким образом и явился, например, Калинович, чуть не таскающий купца за бороду, чтоб тот пожертвовал десять тысяч на пользу общества, и истязающий в тюрьме старого князя, на любовнице которого женился, чтоб составить себе карьеру. Так явился и Штольц, отлично управляющий именьями и умеющий живо уничтожать фальшивые векселя при помощи благодетельного начальства. Явился Инсаров, бросающий немца в воду, не соглашающийся жить даром в гостях на даче у приятеля и даже решающийся жениться на любимой девушке!!. Явилась и княжна Зинаида, нечто среднее между Печориным и Ноздревым в юбке... Всё это были претензии на сильные, цельные характеры

Короче, критегу не нарвится реформаторство, идущее "от головы".

А Катерину он оценивает как "реформатора от натуры". То есть, пока живется хоть более-менее, она терпит. А как совсем жизнь замучит, она действует. Не рассуждая, просто действует, потому что не может иначе. Натура такая.
Но черт возьми же! Он, получается, считает, что действовать надо только тогда, когда окончательно прижмет. И действовать — не злом, а "сесть в лодку и оттолкнуться". Не "мучителей" давить, а уйти от них. Вот, например, "Леди Макбет Мценского уезда". Ее бы Добролюбов порицал, пожалуй (мм. может, он о ней писал что? были ли Добролюбов и Лесков современниками?).
В общем, мораль сей басни такова: берите пример с Катерины, до тех пор, пока окончательно не прижмет, не идите против мешающих вам жить внешних факторов. Выйдет только хуже. А когда прижмет, ты сам не сможешь поступить иначе. Ах, как это созвучно моему мировосприятию. Гыгы.


А если еще подумать, произведения приятно отличаются от кратких пересказов... искренностью. В каждом слове звучит убеждение. А в кратком пересказе за словами не чувствуется ничего. Пусть оно и дает обычно сведения о нескольких точках зрения, но там "нравственность", "благо", "ложь" и "порок" именно пустые слова, которые так ненавидимы детьми в школах, я думаю, вовсе не за то, что они значат мораль и запрет, а за то, что звучат фальшиво. Редкий учитель произносит их так, что за ними чувствуется содержание. А если в словах учителя что-то и чувствуется, школьная хрестоматия ломает доброе впечатление. Блажен, кто не читал школьных хрестоматий %) А в авторском тексте, как бы там ни было, слова произносятся со смыслом. Автор знает, о чем говорит. Он жил в ту эпоху. Мне, честное слово, стало стыдно за свою прибавку к сегодняшнему сочинению по Грибоедову в том духе, что "всегда есть и будут те, кому весело провести вечер за книгой, и всегда есть и будут те, кого в первую очередь интересует материальный достаток, есть ли смысл в критике Грибоедова? т.о. "ГоУ", по-моему, имеет больше художественную ценность, нежели какую другую". Это так, но все же в разное время действительно все по-разному. Какое право я имею говорить о 19-м веке? Сейчас ведь правда свободы намного больше, чем тогда. Сейчас в цивилизованных странах все умают читать и писать. Знания общедоступны. Хочешь, читай. Хочешь, пиши в инете хрень о Путине или Вайре Вике Фрейберге. А тогда?

со статьей Добролюбова можно ознакомиться здесь: az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0040.shtml

@темы: Книги, Литература

15:27

Цитирую кусочек дурацкой хрестоматийной кнышки по русской литературе, о которой я писала ранее. Речь идет о "Думе" Лермонтова.



Поэт возмущен малодушностью и безынициативностью своих современников.



Обличительные интонации, ораторский пафос стихотворения, публицистичность — все это требовало "высокой" лексики.




А это уже цитата из некой статьи Белинского:

Если под сатирою разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, — то "Дума" Лермонтова есть сатира...





Интересно, это только мне кажется, что ничего Лермонтов не обличал, и нет тут никакой "грозы духа" и прочих "громов негодования"? И говорил он все это с той же интонацией, с которой мы, люди 21-го века, обзываем себя ленивыми идиотами — гордясь этим (как я через пост говорю о себе, мол, тупой дураг я)? Мы гордимся своим инфантилизмом, ленью, бредовыми увлечениями, "ненормальностью" и проч. А Лермонтов гордился своей внутренней холодностью, усталостью, равнодушием к добру и злу. И, конечно же, он искренне считал, что это не очень хорошо, тем не менее, ни в жисть не попытался бы избавиться. Это просто, ммм... сущность личности. Глубинная.



А вообще, всегда, когда мне надо писать сочинение (еще со школы), у меня возникает когнитивный диссонанс. С одной стороны, своих мыслей не всегда есть (ну, есть же, натурально, такие темы, по которым мысли не возникают как класс, пусть ты даже тему досконально изучишь, состояние под названием "не знаю, что и думать... блин, такова жизнь", но не писать же это в сочинении?), с другой стороны, слишком многое из чужих разборов я считаю чушью. Даже иногда выбранную тему %) Слишком сильно и слишком часто мое мировосприятие не сходится с мировосприятием разбирающих. А писать чушь, воспринимая ее как чушь, я не могу. Я страдаю душевно, да (гыгы). Мне в свою чушь нужно свято верить. Хоть вместо сочинения по теме изобретай сочинение о добре и зле и месте человека в мире. То бишь, о критериях оценки (ведь почти все критеги от этого бегут в своих сочинениях). Но позволила себе такое только один раз, и то не на литературе, а на истории. Врочем, то дурацкое "эссе" по сути своей являлось сочинением по "Тихому Дону", чего, естественно, никто не понял (:



З.Ы. А работу по биологии мне не показали. Сказали: идите лесом со своей "пятеркой" и не отнимайте наше время. Хотя про биосферу я написала наглую ложь. В смысле, не знала о ней ничего, посему писала от балды. И много напутала.


@настроение: ушла читать эту мусорную книжку дальше, сегодня надо до конца осилить, экзамен завтра

@темы: Литература, Лытдыбр, самокопательное

10:47

-1) Долбанные дайри! И не спрашивайте у меня, кто же их долбал!



0) френдлента за полтора дня какая-то слишком длинная. Пока не осилила. Впрочем, тут есть вина и пункта -1.




1) Читаю свои тетрадки по литературе. Десятый класс. Ржак ваще. Я тогде как раз с пару-тройку месяцев назад зафанатела Темным Королевством и узнала о всяких фэндомных штуках. "АСП рос с младшим братом (Львом) и старшей сестрой Ольгой. С сестрой — очень тесные отношения, она была его бета-читателем".



2) Читала дурацкую хрестоматийную кнышку по русской литературе. Поняла, что мне безмерно нравится Пушкин. В этой книжке приведены всяческие цитаты разных критегов, и практически единственный, чьих отзывов отрывки не вызывают зубную боль, это Александр Сергеич. Он не склонен искать везде "типы" и, как будто, рассматривает худ. произв. "изнутри", а не "из зала". Это же он сказал, что Чацкий не особо-то умен, раз свои гениальные речи толкает перед публикой, коя не способна их оценить.



3) А вообще, забавно. Ежели прочитать "разбор" того же "Горя от ума", всяко придет в голову: боже, какая муть! Если читать только разборы, а самой пьесы не знать, то ужас что можно подумать про русскую литературу. Я отлично понимаю одного своего знакомого, который как-то сказал, что считает русскую литературу именно полной мутью, а потом простодушно признался мне, что читал все произведения в кратком изложении. Ну да, я бы тоже считала. Честное слово!

А вот письма Пушкина надо будет почитать, думаю, получу радость. Он свои умные мысли высказывал в личной переписке... что тоже импонирует, кстати, а то этих критегов, когда они, красуясь, на публикацию пишут, часто заносит куда-то не туда. ИМХО, впрочем, а то что это я.





4) *Rush* чей-то вы (ты)? То подпишетесь, то отпишетесь? Да еще и дайрь у вас закрытый.

@темы: Книги, Литература, Лытдыбр

Хотела запостить на форум тк.ру, но поняла, что это будет оффтоп, хотя оно и касается отчасти сегодняшнего обновления.

Насчет цитатки, которую Ершел привела из "Сада Цветущей Вишни".
«-Ты не представляешь, как это тяжело, когда ты никому не нужен…
-Ты не представляешь, как это тяжело, когда никто не нужен тебе…»


Мой взгляд данная цитатка тоже зацепила, но совершенно иным образом. Про тире и пробелы ладно, помолчим, ну их нафик совсем, а вот про смысл можно много чего написать. Вообще, достаточно распространенное явление в литературе (да и в реальной жизни) — когда некто якобы тяготися неким своим талантом или способностью или просто свойством характера, проклинает его и жалуется на тяжелую жизнь в его связи. "Я иной!" — этак горько и трагишно говорят персонажи. "Я демон и у меня нету сердца!" (да если б его не было, ты б так не парился на этот счет). "Я проклят бессмертием н все века!" (пойди соверши самоубийство осиновым колом) "Ах, зачем Господь дал мне разум, зачем я не родился птицей небесной!" Ну и т.д.
Но при этом если копнуть поглубже, сии персонажи никогда б от этого таланта/свойства/способности не отказались и жизни своей без этого не представляют, и не нужно им такой жизни вовсе (и автору не нужно), ведь тогда они не смогут так возвышенно париться. Поэтому на подобных моментах меня всегда смех пробирает. Имхо, это из разряда людей-которые-вечно-в-депре. Хочется поныть, а повод мы найдем.

Обещанная мораль: если есть дар — радуйся жизни. А если что-то не нравится, надо это исправлять. Если лень исправлять — живи себе и терпи (ибо сам свою жизнь строишь), а ныть-то зачем?

@настроение: утром был игрушечный экзамен. Я думала, что по химии, а он оказался по биологии. Гы (:

@темы: Книги, Литература, Фанфики, ТК

19:31

Статья С. Логинова о Толстом. Понравилась.

Мне кажется, дело заключается в том, что Лев Толстой вовсе не является писателем-реалистом. Он пишет не людей, а типажи, не судьбы, а схемы.

Но все-таки, понравилось бы больше, если бы в конце не было морали а ля футуристы: "сбросить с корабля современности".
Но это, видимо, личные тараканы нерадикальной меня.
А ещё мне очень не нравится, когда Толстого называют "графом", а Толкиена "профессором". Имена и фамилии рулят. Должности и титулы оставим же дла анала истории.

О ГРАФАХ И ГРАФОМАНАХ, или ПОЧЕМУ Я НЕ ЛЮБЛЮ ЛЬВА ТОЛСТОГО.

Святослав Логинов.

Оригинальная ссылка: http://rusf.ru/loginov/rec/rec08.htm


Ознакомиться с противоположной точкой зрения: Евгений Лукин, "Враньё, ведущее к правде".

@темы: Книги, Литература, Статьи, Лев Толстой

20:00

Отчего мне противно, когда классиков всерьез приплетают к яою? Не, ну... в шутку я сама частенько это делаю. И темка такая недавно была. И цитатки из контекста я у Толстого вырывала. Но это все игра. А когда серьезно, то мне неприятно. Странно сие. Может, это просто чувство уважения к типа "исторической истине"? Автор хотел сказать одно, а из сказанного делают третье-четвертое. Ну так это нормально... в общем-то. Всегда так было, человечку нужно оправдание своим поступкам, а писатели-поэты и проч. деятели искусства - одна из возможностей (а зачем обижаться на то, что невозможно изменить?). Да и фиг поймешь, что на самом деле хотел сказать автор, особенно если он умер. А все равно неприятно. Ну при чем здесь Блок? А?

@темы: Литература, Рисунки, Слэш

Статья Маяковского о Хлебникове: http://home.udmnet.ru/wasja/XLEB/ww.htm
Вообще, совершенно уникальный был человек.

Вспоминается небезызвестный случай, ставший притчей во языцех: встретились однажды Маяковский, Хлебников и какой-то красный коммисар. Коммисар стал хвастаться медалью, сказав, что таких как он в стране всего 5 человек. На это Маяковский ответил:
- А таких как я всего один!
А Хлебников подумал и сказал:
- А таких как я вообще нет!


дальше

@настроение: А что? Я лов? Воля отча...

@темы: Книги, Литература, Статьи, Стихи, Хлебников

00:40

Читаю дневник жены Мандельштама: http://lib.align.ru/book/win/7302.html

А до этого я читала его биографию от 1970 года. Однако, две большие разницы. Так странно поверить, что такие биографии - на самом деле частью прямая ложь, частью умалчивание... Действительно, чудовищно странно. Особенно странно, что я, в принципе, знала это. Но как-то вот так прямо никогда не сталкивалась.

@темы: Книги, Литература

18:39

Недели две с половиной назад, на самом первом занятии, наша учительница по литерауре порадовала нас следующим:

- ...А сейчас, к сожалению, литература обмельчала. И вряд ли нам суждено увидеть будущих великих классиков. Вероятно, для того, чтобы в литературе появлялись великие произведения, необходимо, чтобы в истории происходили великие трагические события... Да, мне будущих великих классиков точно не увидеть. Впрочем, может быть, вам...

Вот так нас прокляли жить в эпоху перемен.

@настроение: А раньше сахар был слаще. Не правда ли?

@темы: Литература, Учеба

01:00

Нам тут недавно учительница по литературе байку рассказала.
Она проводила дома ремонт, и к ним пришел мастер, чтобы постелить ламинат. Она - учительница по литературе, дома очень много книг, полки, шкафы, от пола до потолка. Первыми словами мастера были: "Нахрена вам столько книг?" Она, даром что учительница, не нашлась, что ответить. Поэтому задала встречный вопрос: "А вы что, не читаете?" "Ну нет, читаю, конечно, - ответил мастер, чуть смущаясь. - Но я сразу книги и выкидываю, зачем они? Все равно только пыль собирают".

Вот оно как происходит у цивилизованных людей. :gigi:


@темы: Книги, Литература

Яндекс.Метрика