21:37

Сочинение я радостно написала, как уже было сказано ниже, однако, видимо, в мозгах скопилось "остаточное напряжение". Прочитала статью Добролюбова о "Грозе" Островского, да-да, ту самую, про "лучик света в темном царстве". Вообще, интересно, многие ли в школе читают эту статью. Знают-то о ней все, но вот читал ли кто-нибудь? Вне рамок филолухических вузов, я имею в виду. Я могу со стопроцентной гарантией сказать, что у меня в классе ее никто не читал, во всяком случае, во время обучения в школе (да и сейчас, практически поручитсья могу, не читал никто, ну, может, один какой человек... я, например *ржет мерзко*). Но, возможно, в российских школах статья входит в школьную программу. И вообще всякие разборы Белинского, Добролюбова и прочих критиков не только в кратком пересказе читают, а вот "в нашей занюханной Латвии" (с) мой дедушка от деток скрывают важную часть культурного достояния.

Вышенаписанное — это так, вместо предисловия.
Как оказалось, в кратком пересказе мерзки не только отличнейшие художественные произведения. Отличнейшие публицистические произведения в кратком пересказе тоже мерзки. Точнее, не так: кажущиеся мерзкими в кратком пересказе, публицистические произведения тоже вполне могут оказаться отличнейшими. Во всяком случае, мне статья Добролюбова действительно понравилась. Особенно вступление о критике, которое занимает более третьей части статьи (в духе Платона, гыгы, честное слово). Не понравились идеи о назначении критики и литературы, но тут уж ничего не попишешь, эпоха-с (во всяком случае, я так понимаю этот момент). Но самое смешное вот в чем. Может, я ошибусь, но все, что я знаю о продвинутых людях 19-го века указывает на то, что они деятельные люди, желавшие что-то изменить в этом мире, исправить его, нести просвещение и свободу в массы (в отличие от разочаровавшихся ленивых нас, последышей 20-го века с его двумя мировыми войнами, бездумно и не осознавая этого принимающих буддийский принцип не-деяния, или даже не бездумно а вполне сознательно...). Так вот, Добролюбов, относящийся к этим людям, говорит, мол, Катерина — замечательный образ сильной личности, котоырй так долго искали все будущие великие классики. Да, будущие классики предлагали свои варианты "сильной личности", "реформатора", но Добролюбов считает, что эти варианты неудачны. И неудачны вот почему:
Нам кажется, что все их неудачи происходили оттого, что они просто логическим процессом доходили до убеждения, что такого характера ищет русская жизнь, и затем кроили его сообразно с своими понятиями о требованиях доблести вообще и русской в особенности. Таким образом и явился, например, Калинович, чуть не таскающий купца за бороду, чтоб тот пожертвовал десять тысяч на пользу общества, и истязающий в тюрьме старого князя, на любовнице которого женился, чтоб составить себе карьеру. Так явился и Штольц, отлично управляющий именьями и умеющий живо уничтожать фальшивые векселя при помощи благодетельного начальства. Явился Инсаров, бросающий немца в воду, не соглашающийся жить даром в гостях на даче у приятеля и даже решающийся жениться на любимой девушке!!. Явилась и княжна Зинаида, нечто среднее между Печориным и Ноздревым в юбке... Всё это были претензии на сильные, цельные характеры

Короче, критегу не нарвится реформаторство, идущее "от головы".

А Катерину он оценивает как "реформатора от натуры". То есть, пока живется хоть более-менее, она терпит. А как совсем жизнь замучит, она действует. Не рассуждая, просто действует, потому что не может иначе. Натура такая.
Но черт возьми же! Он, получается, считает, что действовать надо только тогда, когда окончательно прижмет. И действовать — не злом, а "сесть в лодку и оттолкнуться". Не "мучителей" давить, а уйти от них. Вот, например, "Леди Макбет Мценского уезда". Ее бы Добролюбов порицал, пожалуй (мм. может, он о ней писал что? были ли Добролюбов и Лесков современниками?).
В общем, мораль сей басни такова: берите пример с Катерины, до тех пор, пока окончательно не прижмет, не идите против мешающих вам жить внешних факторов. Выйдет только хуже. А когда прижмет, ты сам не сможешь поступить иначе. Ах, как это созвучно моему мировосприятию. Гыгы.


А если еще подумать, произведения приятно отличаются от кратких пересказов... искренностью. В каждом слове звучит убеждение. А в кратком пересказе за словами не чувствуется ничего. Пусть оно и дает обычно сведения о нескольких точках зрения, но там "нравственность", "благо", "ложь" и "порок" именно пустые слова, которые так ненавидимы детьми в школах, я думаю, вовсе не за то, что они значат мораль и запрет, а за то, что звучат фальшиво. Редкий учитель произносит их так, что за ними чувствуется содержание. А если в словах учителя что-то и чувствуется, школьная хрестоматия ломает доброе впечатление. Блажен, кто не читал школьных хрестоматий %) А в авторском тексте, как бы там ни было, слова произносятся со смыслом. Автор знает, о чем говорит. Он жил в ту эпоху. Мне, честное слово, стало стыдно за свою прибавку к сегодняшнему сочинению по Грибоедову в том духе, что "всегда есть и будут те, кому весело провести вечер за книгой, и всегда есть и будут те, кого в первую очередь интересует материальный достаток, есть ли смысл в критике Грибоедова? т.о. "ГоУ", по-моему, имеет больше художественную ценность, нежели какую другую". Это так, но все же в разное время действительно все по-разному. Какое право я имею говорить о 19-м веке? Сейчас ведь правда свободы намного больше, чем тогда. Сейчас в цивилизованных странах все умают читать и писать. Знания общедоступны. Хочешь, читай. Хочешь, пиши в инете хрень о Путине или Вайре Вике Фрейберге. А тогда?

со статьей Добролюбова можно ознакомиться здесь: az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0040.shtml

@темы: Книги, Литература

Комментарии
13.07.2007 в 04:12

Not particularly good at being a high-functioning adult, but totally okay with that.
Млин. Надо срочно перечитывать русскую классику. Ничего не помню, а многое и не читала. Просто сесть и все перечитать. Хотя бы основное.
...
Вообще, мне кажется, учитывая, что православие и христианство диктовали стойкое несопротивление жизненным невзгодам - Катерина по Добролюбову (насколько могу судить по твоему посту) - действительно шаг вперед. Хотя вне контекста как реформаторство это воспринимается с недоумением. Но все ж - именно по такой схеме и решались все проблемы в нашей стране, нет? А которые по-другой, так и последствий было....
...
Надо статью будет почитать.
...
Вайр Вик Фрейберг - это кто?
13.07.2007 в 09:59

да, надо расширить свои знания в этой области. Ведь я тоже не все читала, а многое не помню. У Толстого, например, из больших вещей читала только ВиМ...

ну да! именно что так все проблемы и решались (: но это же, по идее, должно противоречить его взглядам... он бы это порицать должен. Ведь именно из-за этого в России крепостное право отменили только в 1861 году... и вобще много всего именно из-за этого. А он восхищается и говорит: ах, как удачно!

статья хороша. Думаю, тебе понравится, если возьмешься.

Вайра Вике Фрейберга — наша бывшая президентша (((: но тебе это знать совсем не обязательно (% просто мне резона-то нет Путина ругать, я в России не живу, потому и упомянула
13.07.2007 в 10:49

Not particularly good at being a high-functioning adult, but totally okay with that.
Айн, "на-адо-на-адо, да-а."(с) Правда ВиМ я все же читать не планирую. Но Каренину - непременно.

Полагаю, как человек своего времени, он либо писал то, что нужно было писать, либо видел больше позитивных моментов в подобном решении проблем нежели в альтернативном. Может на тот момент это и были прогрессивные взгляды?

Почитаю. Надо только сперва саму "Грозу" перечитать, я уже только общее содержаните помню. Вообще я у Островского тогда с куда большим интересом "Бесприданницу" читала, а на "Грозу" особо внимания не обратила.

Да? А у вас была дама в президентах? Не знала.
13.07.2007 в 11:17

Да ведь не только надо, хочется же тоже. Но СТОЛЬКО всего в мире интересного, плюс еще и действительно обязанности есть. Ы, всего просто невозможно успеть ):

знаешь, этот вывод у него просто не звучал (% он просто написал, как классно, что Катерина реформатор "от натуры".
Сомневаюсь, что на тот момент это были прогрессивные взгляды. Хотя кто знает. Может и были. У меня знания мозаичные ):

А мне Островский просто вообще не понарвился. Читала у него кроме "Грозы" еще две каке-то пьески. Читала в спешке, за ночь до урока... а вот "Бесприданницу", кажется, вообще не читала. В общем, очень субъективное впечатление должно было у меня сложиться об Островском. Как, наверно, и произошло (%

была дама, да. недавно как раз сменили ее господином (:
13.07.2007 в 12:04

Not particularly good at being a high-functioning adult, but totally okay with that.
Угу. И это большая жаль! Одних книг столько прочитать охота!!!

Не всегда же прямым текстом все... Можно просто подвести читателя к нужной к мысли. :)
А у меня вообще никакие. Так что просто предполагаем. :)

Я "Бесприданницей" заинтересовалась в контексте фильма "Жестокий романс". Так что впечатления наложились. Надо будет тоже прочитать по новой - отмежевавшись от экранизации.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии

Яндекс.Метрика