листаю тут учебник по латыни. Фкапле.
Имя римского гражданина было трёхчленным. Первое имя — личное. Таких имён в Риме было немного. Второе — родовое. Третье — прозвище, которое некогда получил один из представителей рода. Например, предок Овидия был прозван Naso (Носатый), и полное имя знаменитого поэта было Publius Ovidius Naso.
Женщины в Риме имели только родовые имена. Например, дочь Марка Юния называлась Junia. Если было две дочери, то к этому имни прибавлялось определение Major (Старшая) или Minor (Младшая). Если были ещё дочери, их звали Junia Tertia — Третья, Junia Quarta — Четвертая и т. д.
Таков обычай? Всех мужчин в семье зовут Винсенто?
эти римляне были инопланетяне. Или это мы инопланетяне.
Про календарь.
Изначально календарь был десятимесячный. Первые четыре месяца имели особые названия:
Martius (март), в честь бога Марса;
Aprilis (апрель), в честь чего в учебнике не написано, в википедии сказано, что от слова "aperire", "открывать", так как в этом месяце на Апеннинском полуострове начиналась, "открывалась" весна;
Majus (май) в честь богини Майи;
Junius (июнь) в честь Юноны.
Остальные обозначались порядковыми числительными (Quintilis — пятый, Sextilis — шестой, September — седьмой, October — восьмой, November — девятый, December — десятый).
Позже были введены дополнительные два месяца: январь (в честь бога Януса) и февраль ("februare" — очищать, приносить искупительную жертву в конце года). Февраль был последний месяц. Первым был март. Иногда в конец года (между февралём и мартом) добавляли лишний "вставочный" месяц, чтобы догнать природу.
Так вот Цезарь тоже был инопланетянин! Потому что после его реформы (46 г. до н. э.) первым месяцем стал январь, и получилось, что сентябрь ("седьмой") стал — тадам!!! — девятым по счёту месяцем, октябрь ("восьмой") — десятым и т. д. Да, в истории, языке и всяких прочих человеческих штуках есть логика, но она неочевидна настолько, что проще запомнить и не задавать лишних вопросов.
А еще при Юлии Цезаре квинтиль был переименован в июль, а при Октавиане Августе секстиль переименовали в август, а даже жаль, был бы у нас смешной месяц секстиль. А вот если бы они заменяли названия месяцев на богообразные с конца, а не с начала, то вне всяких сомнений у нас был бы просто убицца какой смешной месяц примус. Примус!! Я почти хотела бы, чтобы в календаре был такой месяц.
Это про Цезаря. Но что мне трудно понять, так это почему при христианстве названия месяцев не были изменены. Всё-таки назвыать месяцы в честь всяких языческих богов... странно. Раннее христианство ладно, оно было добрым, смешным и мучительно самокопалось. Но впоследствии могли этим озаботиться. Даже деятели Великой французской революции озаботились.
(еще момент: букв "j" и "v" в латыни того времени не было, их ввели в XVI в., вместо них были "i" и "u")
Имя римского гражданина было трёхчленным. Первое имя — личное. Таких имён в Риме было немного. Второе — родовое. Третье — прозвище, которое некогда получил один из представителей рода. Например, предок Овидия был прозван Naso (Носатый), и полное имя знаменитого поэта было Publius Ovidius Naso.
Женщины в Риме имели только родовые имена. Например, дочь Марка Юния называлась Junia. Если было две дочери, то к этому имни прибавлялось определение Major (Старшая) или Minor (Младшая). Если были ещё дочери, их звали Junia Tertia — Третья, Junia Quarta — Четвертая и т. д.
Таков обычай? Всех мужчин в семье зовут Винсенто?
эти римляне были инопланетяне. Или это мы инопланетяне.
Про календарь.
Изначально календарь был десятимесячный. Первые четыре месяца имели особые названия:
Martius (март), в честь бога Марса;
Aprilis (апрель), в честь чего в учебнике не написано, в википедии сказано, что от слова "aperire", "открывать", так как в этом месяце на Апеннинском полуострове начиналась, "открывалась" весна;
Majus (май) в честь богини Майи;
Junius (июнь) в честь Юноны.
Остальные обозначались порядковыми числительными (Quintilis — пятый, Sextilis — шестой, September — седьмой, October — восьмой, November — девятый, December — десятый).
Позже были введены дополнительные два месяца: январь (в честь бога Януса) и февраль ("februare" — очищать, приносить искупительную жертву в конце года). Февраль был последний месяц. Первым был март. Иногда в конец года (между февралём и мартом) добавляли лишний "вставочный" месяц, чтобы догнать природу.
Так вот Цезарь тоже был инопланетянин! Потому что после его реформы (46 г. до н. э.) первым месяцем стал январь, и получилось, что сентябрь ("седьмой") стал — тадам!!! — девятым по счёту месяцем, октябрь ("восьмой") — десятым и т. д. Да, в истории, языке и всяких прочих человеческих штуках есть логика, но она неочевидна настолько, что проще запомнить и не задавать лишних вопросов.
А еще при Юлии Цезаре квинтиль был переименован в июль, а при Октавиане Августе секстиль переименовали в август, а даже жаль, был бы у нас смешной месяц секстиль. А вот если бы они заменяли названия месяцев на богообразные с конца, а не с начала, то вне всяких сомнений у нас был бы просто убицца какой смешной месяц примус. Примус!! Я почти хотела бы, чтобы в календаре был такой месяц.
Это про Цезаря. Но что мне трудно понять, так это почему при христианстве названия месяцев не были изменены. Всё-таки назвыать месяцы в честь всяких языческих богов... странно. Раннее христианство ладно, оно было добрым, смешным и мучительно самокопалось. Но впоследствии могли этим озаботиться. Даже деятели Великой французской революции озаботились.
(еще момент: букв "j" и "v" в латыни того времени не было, их ввели в XVI в., вместо них были "i" и "u")
Красота вообще эти римские имена, я когда по Дуршитрангу на игрушку готовилась, чуть ли не выла от них )))
это они недалеко от греков ушли. Те типа имена какие-то давали. Но за редким исключением (героини мифов, гетеры, особо известные царицы) они их практически не использовали. Говорили только так: "дочь такого-то", "жена такого-то". Под гиматий и в дом - шоб не высовывалась.
a-nikonov.livejournal.com/149594.html
Прально. В чадру вас и под замок!
да не...
я думаю, у многих народов был период, когда личные имена отсутствовали. просто это уж очень в древние времена было.
Были имена, конечно. Но они были для узкого семейного пользования. Если женщина поминается в истории / в ораторских и философских речах и других документах, она о-очень редко поминается по имени. В общении вне семьи женские имена не использовались в принципе. Даже в дружеском кругу жена друга называется не по имени., а "жена такого-то".
Но это касалось только... гражданок, жен и дочерей граждан.
У Перикла, например, знаменитого афинского реформатора, была жена, родившая ему сына. Нам известно, что она была из знатного рода, до этого она была замужем за другим афинянином, а Перикл отдал ее в жены третьему. Но при этом нет ее имени, не упомянуто. Зато мы знаем, как звали ее сожительницу, бывшую гетерой и метеком (не гражданкой) - Аспасия.
Византия мало имела отношения к Греции. Это было ответвление Рима под христианским влиянием. А всего эллинского они чурались, считали жутко языческим
ну может и звали. кто теперь помнит? я читала где-то, что Ефросинья
Почему не помнит? Об этом в летописи написано. Мало того, она там не одна была:
Анна вышла замуж за франкского короля.
Елизавета - за норвежского принца
Анастасия - за венгерского короля.
Про Ефросинью ничего не помню, честно. Хотя, вероятно, у той же Анны было "русское" имя, кроме этого христианского "Анна", полученного при крещении.
В Древней Руси правила княгиня Ольга. Всего-навсего бабка Ярослава Мудрого. Вещь немыслимая в Древней Греции. И в летописях у князей поминаются не только сыновья, но и дочери. Так что нет, у нас было иначе. Хотя, конечно, равноправия полов не наблюдалось нигде и никогда, по-моему
равноправия полов не наблюдалось нигде и никогда, по-моему
это-то нормально. Женщины и мужчины разные по факту.
звали ее сожительницу,
ы... опечаталась о.О "его" сожительницу, конечно.