Вчера и сегодня я вдумчиво слушала "Жанну", заодно следя за текстом (а то часто я слова не могу нормально разобрать, музыка их заглушает).
Мне очень трудно говорить об образах и любимых-нелюбимых персонажах в таких вещах (так, я не могу назвать любимого героя ВК). Я люблю вещь целиком, со всеми поворотами сюжета, со всеми предателями и мучениками. Наверное, это плохо, так как я не вижу здесь людей, а только - произведение искусства. Тогда трагедия - это всего лишь причина для ловли вдохновения. Катарсис аристотелевский. Ощущение, что все произошло, как должно. Это, наверное, род фатализма... Сочувствия здесь - минимум. Возвышенное такое сочувствия, блин, нечеловеческое. И предатели не вызывают отвращения, скорее, наоборот - чувство, которое можно выразить словами: "Ахххх... Господи, как красиво!.."
В общем, учитывая вышесказанное, я буду больше говорить об исполнении.
Итак...
читать
Йовин в роли Жанны меня не впечатляет. Мне не нравится именно исполнение (хотя в принципе мне нравится, как она поет, только не здесь). Риджер и Эйдж она нравится. Мне - нет. Совершенно нет. Должно быть, я неправильный человек. ): После теперешней вдумчивой прослушки я это окончательно поняла.
Единственный впечатляющий момент - вот этот:
Со мною был защитник мой, меня от гибели храня.
А вы – вы предали меня, зачем вы предали меня?
Больше ничего о ней не скажу.
Аналогично - Дюнуа. Не могу слушать и все. Опять же, это касается только "Жанны", в других операх мне он очень даже по вкусу.
Самое большое впечатление лично на меня производят Карл, Изабелла, Кошон и Война. О них по порядку.
Карл. Как сказала Эйдж, сердце радуется. Так и есть. Сейчас моя самая любимая композиция с ним - это "Отречение". Любимый момент:
Как бы было хорошо,
Кабы был вопрос решен,
Сам себя похороня
Тихо, без меня.
(вот он, образ!)
И в этой же композиции слова "А ты меня бросила!", "Я почти в тебя поверил, а ты предала меня!" - звучат так просто и так сильно. Каждый раз перехватывает дыханье.
А в концертной записи мне очень нравится, как он поет в "Дуэте Карла и Изабеллы" фразу "Ты государство продала!" В студийной записи мне конкретно эта композиция нравится намного меньше (я уже об этом говорила).
И еще он мне очень нравится в "Коронации". Мне там И Жанна, кстати, нравится (как исключение). "Коронация" мне вообще целиком очень нравится. И построение. И переход с мажора на минор. Это - начало конца. Перелом. Один из кульминационных моментов. Очень экспрессивный.
Изабелла. Играет просто восхитительно. Поет чуть жеманно, но так и нужно. Пожалй, больше всего нарвится, как она произносит слова "Ты стал посмешищем для всех, железом выжги этот смех!", ну и, конечно, "...Всю жизнь с протянутой рукой!.." И еще вот этот кусочек:
Может быть, ты и родился мужчиной -
Я затрудняюсь что-либо сказать.
Может быть, ты назовешь мне причины
Хоть для проформы тебя уважать?
Бедный Карл, хе-хе (:
и еще вот это:
Мой сын, избавься от нее!
Меч развернется острием!
Ее звезда затмит твою!
Ее дела тебя убьют!
И еще... нет, хватит. Так можно всю оперу процитировать.
Кошон. Голос - в самое яблочко. У Кошона именно такой голос и должен быть. Мне очень нарвится его слушать. Каждый раз слушаю с замиранием сердца. И его, как и Изабеллу, можно цитировать бесконечно. Но, наверно, самый яркий и запоминающийся момент - вот этот:
Но этот век жесток и дик, здесь даже веря от ума,
Здесь не родится Бенедикт или Франциск или Фома!
В монастырях сидят святые, там их лучше слышит Бог!
Они худы, или толсты, им не дается стройных ног!
Последняя сторчка - мое любимое (:
И еще мне нравится, как он говорит в последнем отрывке:
"И я читал благую весть. Я инквизитор. Я – монах.
...Я не свободен в жизни сей. Я исполнитель. Я – солдат."
Война. Поет - здорово. Голос хороший. Особенно меня впечатляет этот почти речетатив, следующий ха словами "На протяженьи сотен лет..." В "Мессе" она тоже спела отлично.
Михаил. Его мало. В его голос я влюблена. В ФЗ, в более качественной обработке, в этом голосе как будто купаешься. Он представляется чем-то живым, совершенно самостоятельно существующим, глубоким и большим.
В "Жанне" мне больше всего нравится момен из "Церкви на Рождество":
Ты –
Всего лишь лилия на орифламме,
Но
Без лилий Франция мертва.
Искра
Родит огонь и обратится в пламя,
Пламя разорвет на части льва.
как он поет "искру"! О!.. Ах!.. *слова кончились*
а слушая вот этот момент, мне хочется плакать (но зв этом больше заслуга текста):
Агнец Божий прими ее,
Агнец Божий прими ее,
Среди всех, кто шел сквозь пламя,
Только Жанна – дитя твое!
О Реце и маршале говорить не буду. Не впечатляют. Хотя акцент у маршала - забавный (:
Вот.
здесь отзывы Риджер и Эйдж:
http://diary.ru/~ridgerr/?comments&postid=7991117