Вчера и сегодня я вдумчиво слушала "Жанну", заодно следя за текстом (а то часто я слова не могу нормально разобрать, музыка их заглушает).
Мне очень трудно говорить об образах и любимых-нелюбимых персонажах в таких вещах (так, я не могу назвать любимого героя ВК). Я люблю вещь целиком, со всеми поворотами сюжета, со всеми предателями и мучениками. Наверное, это плохо, так как я не вижу здесь людей, а только - произведение искусства. Тогда трагедия - это всего лишь причина для ловли вдохновения. Катарсис аристотелевский. Ощущение, что все произошло, как должно. Это, наверное, род фатализма... Сочувствия здесь - минимум. Возвышенное такое сочувствия, блин, нечеловеческое. И предатели не вызывают отвращения, скорее, наоборот - чувство, которое можно выразить словами: "Ахххх... Господи, как красиво!.."
В общем, учитывая вышесказанное, я буду больше говорить об исполнении.
Итак...
читать
Йовин в роли Жанны меня не впечатляет. Мне не нравится именно исполнение (хотя в принципе мне нравится, как она поет, только не здесь). Риджер и Эйдж она нравится. Мне - нет. Совершенно нет. Должно быть, я неправильный человек. ): После теперешней вдумчивой прослушки я это окончательно поняла.
Единственный впечатляющий момент - вот этот:
Со мною был защитник мой, меня от гибели храня.
А вы – вы предали меня, зачем вы предали меня?
Больше ничего о ней не скажу.
Аналогично - Дюнуа. Не могу слушать и все. Опять же, это касается только "Жанны", в других операх мне он очень даже по вкусу.
Самое большое впечатление лично на меня производят Карл, Изабелла, Кошон и Война. О них по порядку.
Карл. Как сказала Эйдж, сердце радуется. Так и есть. Сейчас моя самая любимая композиция с ним - это "Отречение". Любимый момент:
Как бы было хорошо,
Кабы был вопрос решен,
Сам себя похороня
Тихо, без меня.
(вот он, образ!)
И в этой же композиции слова "А ты меня бросила!", "Я почти в тебя поверил, а ты предала меня!" - звучат так просто и так сильно. Каждый раз перехватывает дыханье.
А в концертной записи мне очень нравится, как он поет в "Дуэте Карла и Изабеллы" фразу "Ты государство продала!" В студийной записи мне конкретно эта композиция нравится намного меньше (я уже об этом говорила).
И еще он мне очень нравится в "Коронации". Мне там И Жанна, кстати, нравится (как исключение). "Коронация" мне вообще целиком очень нравится. И построение. И переход с мажора на минор. Это - начало конца. Перелом. Один из кульминационных моментов. Очень экспрессивный.
Изабелла. Играет просто восхитительно. Поет чуть жеманно, но так и нужно. Пожалй, больше всего нарвится, как она произносит слова "Ты стал посмешищем для всех, железом выжги этот смех!", ну и, конечно, "...Всю жизнь с протянутой рукой!.." И еще вот этот кусочек:
Может быть, ты и родился мужчиной -
Я затрудняюсь что-либо сказать.
Может быть, ты назовешь мне причины
Хоть для проформы тебя уважать?
Бедный Карл, хе-хе (:
и еще вот это:
Мой сын, избавься от нее!
Меч развернется острием!
Ее звезда затмит твою!
Ее дела тебя убьют!
И еще... нет, хватит. Так можно всю оперу процитировать.
Кошон. Голос - в самое яблочко. У Кошона именно такой голос и должен быть. Мне очень нарвится его слушать. Каждый раз слушаю с замиранием сердца. И его, как и Изабеллу, можно цитировать бесконечно. Но, наверно, самый яркий и запоминающийся момент - вот этот:
Но этот век жесток и дик, здесь даже веря от ума,
Здесь не родится Бенедикт или Франциск или Фома!
В монастырях сидят святые, там их лучше слышит Бог!
Они худы, или толсты, им не дается стройных ног!
Последняя сторчка - мое любимое (:
И еще мне нравится, как он говорит в последнем отрывке:
"И я читал благую весть. Я инквизитор. Я – монах.
...Я не свободен в жизни сей. Я исполнитель. Я – солдат."
Война. Поет - здорово. Голос хороший. Особенно меня впечатляет этот почти речетатив, следующий ха словами "На протяженьи сотен лет..." В "Мессе" она тоже спела отлично.
Михаил. Его мало. В его голос я влюблена. В ФЗ, в более качественной обработке, в этом голосе как будто купаешься. Он представляется чем-то живым, совершенно самостоятельно существующим, глубоким и большим.
В "Жанне" мне больше всего нравится момен из "Церкви на Рождество":
Ты –
Всего лишь лилия на орифламме,
Но
Без лилий Франция мертва.
Искра
Родит огонь и обратится в пламя,
Пламя разорвет на части льва.
как он поет "искру"! О!.. Ах!.. *слова кончились*
а слушая вот этот момент, мне хочется плакать (но зв этом больше заслуга текста):
Агнец Божий прими ее,
Агнец Божий прими ее,
Среди всех, кто шел сквозь пламя,
Только Жанна – дитя твое!
О Реце и маршале говорить не буду. Не впечатляют. Хотя акцент у маршала - забавный (:
Вот.
здесь отзывы Риджер и Эйдж:
http://diary.ru/~ridgerr/?comments&postid=7991117
и какова была реакция мимопроходящих товарищей? (:
Собственно, подборка у меня такая же. Сначала мне принесли аудио, поэтому я несколько боялся смотреть видеозапись. Подборка актеров не та - и все хорошее впечатление летит в трубу. Но Карл с Изабо меня просто восхитили. И Кошон - тот вообще из серии "Это лучше смотреть", шикарная игра.
А вот Йовин просто убила. Фрося Бурлакова - "И куда я попала, блин?". Не получилась у нее полубезумная девушка и религиозная фанатичка.
Кстати, мне, как ни странно, кажется, что ей действительно помогала высшая сила. Иначе вся эта история совершенно невероятна.
Вероятно, авторам "Жанны" не доводилось бывать в катлических храмах )))): Или раньше все было иначе (:
Жанне? Да, помогала. Но она и сама была не совсем человеком. То есть вообще не человеком.
Да нет, думаю, в храмах они бывали, туда 70% ролевой и готической тусовки бегает (могли бы заметить, кстати, что крестятся слева-направо, а не наоборот, а то лаганулись на концерте), но классический Agnus Dei и все остальное не особо вписывалось в основной концепт.
Не уверена. Скорее всего, была человеком. А вот легенды из нее сделали уже чудо в перьях. Собственно, "истрепали, словно вражескую хоругвь". Как это обычно и бывает.
в смысле - не вписываются? В концепт оперы? Или наоборот, в концепт католического богослужения? И в чем, собственно, отличия? Я-то бывала только на богослужениях в протестантских и православных церквях, поэтому не знаю... А кстати, раньше католические богослужения проводились только на латыни (аж до середины 20 века).
С Изабеллой полностью с тобой согласна, меня тоже эти слова как раз зацепили.
Михаил - я восхищена им в "Тюрьме". Наверное, это моя любимая композиция на диске.
Мое есть неизлечимый романтик
Когда мы наконец послушаем де Реца в исполнении Сусалева?!
Песни мне ее тоже не очень нравятся. Вообще, когда я говорила, что мне нравится, как она поет, я имела в виду в большей степени Мелиан.
Знаешь, как персонаж для меня Михаил - никто. Его, можно сказать, и нет почти. Зато есть голос (: Но он тебе не нравится ):
Это большой вопрос ):
Мне кажется, наоборот будет весьма забавно. Может, он меня заставит заметить де Реца (:
Ария Мелиан в ФЗ - моя любимая песня оттуда... *мечтательно*
Ну, мне Михаил как персонаж гораздо интереснее, чем Саурон. А голос отлично к подходит ко всяким сверхестественным существам вроде Саурона или архангела.
Я поеду в Москву скоро... *кровожадно*.
Я де Реца уже в принципе заметила. Там же, где и Эйдж. Но....
В концепт и мелодику оперы. Ритм не тот, выбивался бы из общей картины. Кстати, богослужения до сих пор проводятся частично на латыни (за исключением русских, в остальных общинах тексты псалмов и по сей день латинские).
А мне больше нравятся "Поединок Финрода и Саурона" и "Плен". А Мелиан - в Дуэте с Тинголом (: ("...Я его послал, я его послааа-ал!")
Согласна, Михаил интереснее, чем Саурон. Но Саурона больше, чем Михаила, а голос у них один (;
А я его замечаю в основном на "выпускании жил вот этим устройством" и на "глаз отметинах на броне предсердия". Это звучит несколько неуклюже, поэтому я каждый раз не могу удержатсья от тихого хихиканья (:
А вообще, у него какая-то странная манера выражаться таинственно и туманно. Как будто он хочет показать всем, что ему известны какие-то тайны, которые не известны другим, и он эти тайны постоянно обдумывает, высказыывая вслух куски наиболее удачных мыслей (:
Aegren Waeise, слушай, а ты читала по ней что-нибудь художественное (ну, или не совсем художественное)? Я тут Твена дочитала, но хочется еще. Можешь посоветовать?
Ну, наверно, они просто обработали молитву, чтобы подошла к опере. Получилось хорошо (: Никто ж и не требует, чтобы молитвы были настоящие.
Да, читал. Но в основном историческую литературу, авторов сейчас и не вспомню.
Жалко ): Я просто нашла кучу исторических книжек, но не знаю, за что взяться.