А про Зиланткон. Эту тележку я написала после возвращения с Зиланта в прошлом (2008) году. Сейчас слегка подредактировала и вывешиваю, чтобы впечатления сравнить потом.
o Зиланте или Как удовлетворить эскаписта О Зиланте или Как удовлетворить эскаписта
Ролевое движение -- это не то место, где можно искать волшебный мир, понял я, посетив Зиланткон.
Я шла к месту феста пешком от вокзала. Спросила у встречной девочки дорогу, а она оказалась местной и в курсе зилантских событий. Девочка была школьница, и звали её Марина.
я: и как тебе Зиланткон?
она: не моё это. Я вообще к фэнтези никак не отношусь, а тут ещё и ощущение такое, что никто ни во что это не верит, а просто собрались подурачиться. (а потом она стала рассказывать, как в стародавние времена попала на Зилант без билета; впрочем, это не особо интересно).
Что бы там да как бы там, но подмечено очень верно, понял я потом.
Было сказано в заключении менестрельника: "в этот вечер это место посетит сказка". Убогая ложь, и сказано было фальшиво. Нет никакой сказки. Интересно, забавно, весело, но никакого налёта чуда. Может, Зилант слишком массовый? О нет. Тут что-то другое. Зилант не потусторонний! Тут всё для жизни. Всё это очень по-человечески. Очень обыденно. По-человечески, впрочем, в хорошем смысле. Люди хорошие. Давно я не встречала такого зашкаливающего количества красивых лиц. Я очень понимаю тех, для кого этот тусняк суть жизни. Но, чёрт подери, наверно я не из этих. И жаль.
Задумалась, может ли эскапист ходить косяками. Думаю, что нет. Эскапист он по натуре одиночка, а то, что я видела, это нехилая тусовка. ОЧЕНЬ нехилая. Хотя эскапистов среди неё есть, и много. Но этот тусняк скорее мягко вернёт их обратно.
Или, может быть, я путаю термины? Что такое эскапизм? Как думает классический эскапист? Как у Лоры Бочаровой в "третьей песне освобождения"? Мир разлагается, и всё по-дурацки, я здесь родился по ошибке? "что я делаю в этом месте?" У эскаписта есть парочка людей, которые его "понимают" и вокруг остальной холодный неправильный мир. Но а каким должен быть мир правильный? Вообще, прижился ли бы эскапист хоть в каком угодно обществе? Стремится ли он в мир магии, где незамутнённая природа и страшные чудовища по лесам? Вообще, если бы эскапист вдруг научился волшебствовать (по-настоящему волшебствовать: летать в облаках, зажигать газ на кухне мизинцем, телепортироваться, двигать предметы взглядом, читать мысли) в этом мире, его бы это удовлетворило? Или ему нужны дивные ельфы, чудесатые люди, которые все такие возвышенные, и в пень этих мерозостных обывателей, которым лишь бы измазать в котлете губу? А если бы он попал в натурально волшебный мир, никакой техники, средневековые условия, а вот люди все -- как люди? Со всем, что людям присуще (в мир "Ведьмака", скажем)?
На этом моменте я прихожу к мысли, что эскаписты бывают разные.
Одни, натурально, эскаписты по жизни. Это вообще просто перманентные маргиналы, а не эскаписты. Главное -- быть не со всеми. Этих тоже есть несколько подвидов.
Например, нытики. Куда бы они ни попали, им всегда захочется оттуда уйти. Чего бы они ни получили, они захотят от этого избавиться. Короче, люди, которые возвышенно страдают и всем всегда недовольны. ("Я иной!", "Я вампир, исчадие зла!", "Знание это тяжкое бремя" ну и т.п.). Этих волшебный мир не удовлетворит и вообще ничто не удовлетворит, точнее, они и так вполне удовлетворены тем, что есть. Нужен не волшебный мир, но тоска по волшебному миру.
Например, люди, остро желающие выделяться на общем фоне, быть не как все, "творческие личности" всяческие; этим нужно избранничество. Им хватило бы магии с головой, только желательно, чтобы наделённых ею было мало, в идеале -- один человек на весь мир, и это, конечно, обсуждаемый нами эскапист; такого эскаписта удовлетворит попадание в волшебный мир разве что в качестве мери сью; прочие условия волшебного мира не играют роли.
(хотя наверно могут удовлетворить и особые достижения в нашем земном мире, известность, карьера, богатство -- чё угодно, что в этом мире поставит на боль-мень особое место).
Далее, есть люди, которым элементарно не хватает человеческой близости, разных там отношений, тепла, доверия, и в волшебном мире их привлекает фактор сплочённости. Как правило, в фэнтезях действуют команды, у героев тёплые дружеские отношения, процветают взаимовыручка, честность, любовь и обожание. Этих зилантский тусняк может удовлетворить, и волшебного мира не очень надо (особенно если люди в волшебном мире как люди). Если, конечно, "эскапист" обладает мозгом и не слишком стеснителен и замкнут. А даже если и слишком, всё равно рано или поздно перезнакомится с толпой хорошего народа, особенно если будет регулярно посещать ри-мероприятия. Тут ты и танцевать научишься, и оружием разным махать, и играть на музыкальных инструментах, и стихи вперемешку с прозой писать, и рисовать, и вырезывать фигурки из дерева -- и всё это попутно, не как основное занятие, а основное -- сам тусняк. То есть, я всё это так увидела.
Попав в тусняк, этот эскапист сам не заметит, как перестанет быть эскапистом.
Кому-то не хватает приключений?
Нуууу, это называется "эскапист ленивый" или даже "эскапист трусливый". Приключений можно и в нашем мире найти тысячи. Первое, что мне приходит в голову, -- поехать нецивильно в дальние края. Например, в Африку. Или Монголию. Или Китай. Приключений себе всегда устроить можно, но понравятся ли они эскаписту ленивому или эскаписту трусливому? Если тебе лень устраивать себе приключений тут, то очевидно, тебе будет лень устраивать приключений там. Или их удовлетворил бы мир, где за приключениями далеко ходить не надо, а они сами сыплются на голову? Значит, посыпься они в этом мире, тоже было бы хорошо.
Хотя эскаписта, который только что уничтожил тигра на сафари, и вздыхающего в том смысле, что "вот бы дракона так же!", волшебный мир бы полностью удовлетворил. При условии, что там есть драконы. Или хотя бы птеродактили.
Хотя есть такие, кто как бы жаждет приключений, но на деле жаждет борьбы за правое дело. То есть, жаждет квестов. То есть, если копнуть поглубже, жаждет обрести смысл жизни. Знать, что правильно, а что неправильно, и чтобы никаких сомнений. Чтобы была чёткая линия и борьба со злом, и чтобы нести людям свет и спасать мир и вообще быть великим героем. А у нас тут слишком процвёл плюралистический либерализм, если даже ты сам свято уверен, что имярек излучает Высший Свет Истины, то в интернете можно ознакомиться с другим мнением. И если обладаешь мозгом, то не сможешь не засомневаться. Не потому, что имярек суть Чёрное Богомерзкое Зло, а потому что разуму свойственно сомневаться. Кроме того, всё это так мелко, да? Нужно, чтобы всё в мировом масштабе. Такому эскаписту "в Африку автостопом" не подойдёт. И бороть тигров тоже. А вот бороть тех, кто борет тигров... Итак, для такого эскаписта я вижу два выхода:
1) попасть в какой-нибудь толкиеновский мир Третьей Эпохи в качестве одного из хранителей (Первая и Вторая эпоха не пойдут, там всё так перепутано, что и читателю не шибко понятно, где добро, а где зло, а изнутри ваще нифига не разберёшься; разве, если иметь на руках сценарий. да и то...). Физические качества ладно, оставим, Фродо тоже не шибко мечом махать умел.
2) заменить себе сомневающийся мозг на мозг фанатика и прибиться к какому-нибудь правому делу в этом мире. Например, начать бороть тех, кто борет тигров в Африке. Или прибиться к христианству, объявить яой злом, решить, что ты бич божий и поджигать дома слешеров. Или решить, что всё зло в мире от нефти, и устроить серию глобальных диверсий на некоторых предприятиях. Ну и т.п. В нашем мире, короче, тоже достаточно правых дел, вся проблема в неправильном мозге (про мозг идея стырена, идея стырена! на Зиланте я читала Барроуза-младшего, и он советовал лечить торчков, заменяя им мозг).
А меня, кажется, ри-тусовка не удовлетворит.
Да, да, да, сплошные плюсы, ты свободен и весел, а не убогий там отщепенец от мира сего, ты среди прекрасных людей и свой среди своих, да ещё и учишься тысяче вещей. Но! не! не хватает волшебного мира. Мне не хватает. Может быть, я из тех дебилов и нытиков, которые в какую бы тарелку ни угодили, любую примут за несвою.
С надеждой на лучшее,
всё-таки эскапист.
o Зиланте или Как удовлетворить эскаписта О Зиланте или Как удовлетворить эскаписта
Ролевое движение -- это не то место, где можно искать волшебный мир, понял я, посетив Зиланткон.
Я шла к месту феста пешком от вокзала. Спросила у встречной девочки дорогу, а она оказалась местной и в курсе зилантских событий. Девочка была школьница, и звали её Марина.
я: и как тебе Зиланткон?
она: не моё это. Я вообще к фэнтези никак не отношусь, а тут ещё и ощущение такое, что никто ни во что это не верит, а просто собрались подурачиться. (а потом она стала рассказывать, как в стародавние времена попала на Зилант без билета; впрочем, это не особо интересно).
Что бы там да как бы там, но подмечено очень верно, понял я потом.
Было сказано в заключении менестрельника: "в этот вечер это место посетит сказка". Убогая ложь, и сказано было фальшиво. Нет никакой сказки. Интересно, забавно, весело, но никакого налёта чуда. Может, Зилант слишком массовый? О нет. Тут что-то другое. Зилант не потусторонний! Тут всё для жизни. Всё это очень по-человечески. Очень обыденно. По-человечески, впрочем, в хорошем смысле. Люди хорошие. Давно я не встречала такого зашкаливающего количества красивых лиц. Я очень понимаю тех, для кого этот тусняк суть жизни. Но, чёрт подери, наверно я не из этих. И жаль.
Задумалась, может ли эскапист ходить косяками. Думаю, что нет. Эскапист он по натуре одиночка, а то, что я видела, это нехилая тусовка. ОЧЕНЬ нехилая. Хотя эскапистов среди неё есть, и много. Но этот тусняк скорее мягко вернёт их обратно.
Или, может быть, я путаю термины? Что такое эскапизм? Как думает классический эскапист? Как у Лоры Бочаровой в "третьей песне освобождения"? Мир разлагается, и всё по-дурацки, я здесь родился по ошибке? "что я делаю в этом месте?" У эскаписта есть парочка людей, которые его "понимают" и вокруг остальной холодный неправильный мир. Но а каким должен быть мир правильный? Вообще, прижился ли бы эскапист хоть в каком угодно обществе? Стремится ли он в мир магии, где незамутнённая природа и страшные чудовища по лесам? Вообще, если бы эскапист вдруг научился волшебствовать (по-настоящему волшебствовать: летать в облаках, зажигать газ на кухне мизинцем, телепортироваться, двигать предметы взглядом, читать мысли) в этом мире, его бы это удовлетворило? Или ему нужны дивные ельфы, чудесатые люди, которые все такие возвышенные, и в пень этих мерозостных обывателей, которым лишь бы измазать в котлете губу? А если бы он попал в натурально волшебный мир, никакой техники, средневековые условия, а вот люди все -- как люди? Со всем, что людям присуще (в мир "Ведьмака", скажем)?
На этом моменте я прихожу к мысли, что эскаписты бывают разные.
Одни, натурально, эскаписты по жизни. Это вообще просто перманентные маргиналы, а не эскаписты. Главное -- быть не со всеми. Этих тоже есть несколько подвидов.
Например, нытики. Куда бы они ни попали, им всегда захочется оттуда уйти. Чего бы они ни получили, они захотят от этого избавиться. Короче, люди, которые возвышенно страдают и всем всегда недовольны. ("Я иной!", "Я вампир, исчадие зла!", "Знание это тяжкое бремя" ну и т.п.). Этих волшебный мир не удовлетворит и вообще ничто не удовлетворит, точнее, они и так вполне удовлетворены тем, что есть. Нужен не волшебный мир, но тоска по волшебному миру.
Например, люди, остро желающие выделяться на общем фоне, быть не как все, "творческие личности" всяческие; этим нужно избранничество. Им хватило бы магии с головой, только желательно, чтобы наделённых ею было мало, в идеале -- один человек на весь мир, и это, конечно, обсуждаемый нами эскапист; такого эскаписта удовлетворит попадание в волшебный мир разве что в качестве мери сью; прочие условия волшебного мира не играют роли.
(хотя наверно могут удовлетворить и особые достижения в нашем земном мире, известность, карьера, богатство -- чё угодно, что в этом мире поставит на боль-мень особое место).
Далее, есть люди, которым элементарно не хватает человеческой близости, разных там отношений, тепла, доверия, и в волшебном мире их привлекает фактор сплочённости. Как правило, в фэнтезях действуют команды, у героев тёплые дружеские отношения, процветают взаимовыручка, честность, любовь и обожание. Этих зилантский тусняк может удовлетворить, и волшебного мира не очень надо (особенно если люди в волшебном мире как люди). Если, конечно, "эскапист" обладает мозгом и не слишком стеснителен и замкнут. А даже если и слишком, всё равно рано или поздно перезнакомится с толпой хорошего народа, особенно если будет регулярно посещать ри-мероприятия. Тут ты и танцевать научишься, и оружием разным махать, и играть на музыкальных инструментах, и стихи вперемешку с прозой писать, и рисовать, и вырезывать фигурки из дерева -- и всё это попутно, не как основное занятие, а основное -- сам тусняк. То есть, я всё это так увидела.
Попав в тусняк, этот эскапист сам не заметит, как перестанет быть эскапистом.
Кому-то не хватает приключений?
Нуууу, это называется "эскапист ленивый" или даже "эскапист трусливый". Приключений можно и в нашем мире найти тысячи. Первое, что мне приходит в голову, -- поехать нецивильно в дальние края. Например, в Африку. Или Монголию. Или Китай. Приключений себе всегда устроить можно, но понравятся ли они эскаписту ленивому или эскаписту трусливому? Если тебе лень устраивать себе приключений тут, то очевидно, тебе будет лень устраивать приключений там. Или их удовлетворил бы мир, где за приключениями далеко ходить не надо, а они сами сыплются на голову? Значит, посыпься они в этом мире, тоже было бы хорошо.
Хотя эскаписта, который только что уничтожил тигра на сафари, и вздыхающего в том смысле, что "вот бы дракона так же!", волшебный мир бы полностью удовлетворил. При условии, что там есть драконы. Или хотя бы птеродактили.
Хотя есть такие, кто как бы жаждет приключений, но на деле жаждет борьбы за правое дело. То есть, жаждет квестов. То есть, если копнуть поглубже, жаждет обрести смысл жизни. Знать, что правильно, а что неправильно, и чтобы никаких сомнений. Чтобы была чёткая линия и борьба со злом, и чтобы нести людям свет и спасать мир и вообще быть великим героем. А у нас тут слишком процвёл плюралистический либерализм, если даже ты сам свято уверен, что имярек излучает Высший Свет Истины, то в интернете можно ознакомиться с другим мнением. И если обладаешь мозгом, то не сможешь не засомневаться. Не потому, что имярек суть Чёрное Богомерзкое Зло, а потому что разуму свойственно сомневаться. Кроме того, всё это так мелко, да? Нужно, чтобы всё в мировом масштабе. Такому эскаписту "в Африку автостопом" не подойдёт. И бороть тигров тоже. А вот бороть тех, кто борет тигров... Итак, для такого эскаписта я вижу два выхода:
1) попасть в какой-нибудь толкиеновский мир Третьей Эпохи в качестве одного из хранителей (Первая и Вторая эпоха не пойдут, там всё так перепутано, что и читателю не шибко понятно, где добро, а где зло, а изнутри ваще нифига не разберёшься; разве, если иметь на руках сценарий. да и то...). Физические качества ладно, оставим, Фродо тоже не шибко мечом махать умел.
2) заменить себе сомневающийся мозг на мозг фанатика и прибиться к какому-нибудь правому делу в этом мире. Например, начать бороть тех, кто борет тигров в Африке. Или прибиться к христианству, объявить яой злом, решить, что ты бич божий и поджигать дома слешеров. Или решить, что всё зло в мире от нефти, и устроить серию глобальных диверсий на некоторых предприятиях. Ну и т.п. В нашем мире, короче, тоже достаточно правых дел, вся проблема в неправильном мозге (про мозг идея стырена, идея стырена! на Зиланте я читала Барроуза-младшего, и он советовал лечить торчков, заменяя им мозг).
А меня, кажется, ри-тусовка не удовлетворит.
Да, да, да, сплошные плюсы, ты свободен и весел, а не убогий там отщепенец от мира сего, ты среди прекрасных людей и свой среди своих, да ещё и учишься тысяче вещей. Но! не! не хватает волшебного мира. Мне не хватает. Может быть, я из тех дебилов и нытиков, которые в какую бы тарелку ни угодили, любую примут за несвою.
С надеждой на лучшее,
всё-таки эскапист.
@темы: поездки, Зиланткон, самокопательное
И прикинь, щас ночью такой думаю: пойду в блог к Цитрин, выберу картинку поплоше да напишу
пасквилькамент: хватит уже картинки постить, реквестирую кусок прозы. А ты услышала и убоялась.Почему-то очень часто на такое натыкаюсь, и внутри прям что-то передергивается от неловкости
С большим интересом прочла, тока мне кажется, что оригинальные эскаписты - это все-таки немного другое. То есть описанные тобой виды существуют, но отнюдь не все они эскаписты. Хотя может это чисто моя заморочка: в моем понимании эскаписты в первую очередь не те чуваки, которые ноют, как ужасен окружающий мир, а придумывают себе что-то другое вместо него и не всегда осознают, что это не настоящее или, по крайней мере, не все настоящее. В первую очередь то есть не тоска по чему-то другому, а какой-то свой личный мир - уже успешно чуваком созданный для самоубегания в. Например, увлекательный мир марок или увлекательный мир спасения бездомных животных.
я даже не знаю
Чорт, думала, что отправила коммент пару часов назад.