Кстати, снова взялась читать статьи о толкиенизме. Пост Кей о фанфикшне напомнил мне, что давно хотела прочесть статью "о невозможности плюрализма во вторичных мирах":
www.kulichki.com/tolkien/arhiv/liter/plural.sht...
Прочитала вчера. Надо сказать, не понравилось. Об этой статье так много везде говорили (чаще всего с восторгом), что я ожидала серьёзного монументального исследования. А автор логические построения основывает на эмоциях и "очевидных" исключительно автору вещах. Хе, похожее разочарование я испытала, прочитав "Чёрную книгу Арды". Тоже думала, что будут умные умствования, а книжка оказалась дамским романчегом с уклоном в сёнен-ай. С другой стороны, у статьи "большой фэндом", то есть, на её основе много кто всякого написал, вот, например:
eressea.ru/tavern7/inf-0005.shtml
здесь буквально пересказывается содержание статьи Хромовой, но в переработанном и переосмысленном варианте. Этот вариант мне однозначно ближе, кроме того, он чуть менее, чем полностью, полон холодным светом разума.
А ещё читаю сейчас "Град обреченный" Стругацких. Гы, теперь я знаю, откуда растут ноги "Колодца" Клода. И ещё — мне кажется, или есть прямая связь с "Отягощёнными злом"? Перечитала их начало, нашла много незамеченного крутого и чарующего.
www.kulichki.com/tolkien/arhiv/liter/plural.sht...
Прочитала вчера. Надо сказать, не понравилось. Об этой статье так много везде говорили (чаще всего с восторгом), что я ожидала серьёзного монументального исследования. А автор логические построения основывает на эмоциях и "очевидных" исключительно автору вещах. Хе, похожее разочарование я испытала, прочитав "Чёрную книгу Арды". Тоже думала, что будут умные умствования, а книжка оказалась дамским романчегом с уклоном в сёнен-ай. С другой стороны, у статьи "большой фэндом", то есть, на её основе много кто всякого написал, вот, например:
eressea.ru/tavern7/inf-0005.shtml
здесь буквально пересказывается содержание статьи Хромовой, но в переработанном и переосмысленном варианте. Этот вариант мне однозначно ближе, кроме того, он чуть менее, чем полностью, полон холодным светом разума.
А ещё читаю сейчас "Град обреченный" Стругацких. Гы, теперь я знаю, откуда растут ноги "Колодца" Клода. И ещё — мне кажется, или есть прямая связь с "Отягощёнными злом"? Перечитала их начало, нашла много незамеченного крутого и чарующего.
первую прочитала. Вторую - не осилила пока, ибычи требует большего сосредоточения.
Не все поняла
Впрочем, и эти обоснования без всякой системы. И много всяких ненужных слов. И вообще все это производит ощущения размышляловского поста (хоть и серьезно размышляловского) на форуме. В отличие, кстати, от второй ссылки, которая более похожа на статью по форме
то, что мне понравилось на АнК. Хотя прочитала я пока мало.
ну, во второй статье как аксиома постулируется наличие во вторичных мирах основопологающих аксиом. а больше, вроде, ничего "очевидного" нет.
В принципе, мнекажется, что основная идея статьи таки очень здравая, несмотря на то, что доказательная база, конечно, никакущая, сама фишка с бессмысленностью маркера "АУ" при радикально альтернативном взгляде на героев - это интересно.
Ы-ы, "Град Обреченный"!!! Феерическая зарядка для мозгов и глубинной личной этики. Я раза три перечитывала, каждый раз меня преследовало ощущение, что того и гляди поймаю за хвост великое откровение, и каждый раз, оно, зараза, срывалось с крючка.
Да, что-то в этой мысли есть. Но всё же один и тот же мир может быть описан с разных этических позиций, ящитаю. Тогда действительно каждая сторона выходит глубоко правой, потому что глубоко верит. А истина — сокрыта.
Да, отличная вещь. Увлекающая. И главное, настоящая. Впрочем, Стругацкие отличаются настоящестью. События Поворота это истинный катарсис.
Нам не повезло прийти позже
Но всё же один и тот же мир может быть описан с разных этических позиций, ящитаю.
А что считать этическими позициями? Я готова принять "вид изнутри" непоказанной автором в каноне стороны - обычно злодейской, но Ниенна-то красиво поменяла знаки с плюса на минус и наоборот. Тут как бы даже не этическая прозиция - тут прямое противоречие.
Да, отличная вещь. Увлекающая. И главное, настоящая. Впрочем, Стругацкие отличаются настоящестью. События Поворота это истинный катарсис.
Угу. Я, правда, не люблю их Полдень, но большая часть одиночных книг - это нечто.
этические позиции — У Толкиена развитие, эволюция. У Ниенны — равновесие.
в общем, если считать произведения Толкиена и ЧКА книгами, описывающими Средиземье, то и никаких противоречий нет. Просто авторы описаний верят в разное. Глубоко и искренне. А истина сокрыта (но в плане глубокой мысли и вообще художественной ценности произведения Толкиена получше будут).
а я Полдень не читала пока.
Не, таких как раз мало - ну, для меня, по крайней мере
Погоди, в смысле - равновесие?
И не читайкак обычно в учебниках истории пишут
Скорее, как преданья. В общем, записаны, как люди пишут. А как люди пишут? Раз уже упомянуты учебники по истории, то их можно взять как пример. Современные латышские учебники по истории, российские учебники и учебники советского времени описывают один и тот же мир, хоть временами в это сложно поверить.
Ну, я не говорю о том, кто первичен, Ниенна или Толкиен (воспользуюсь терминологией Хромовой — это и так очевидно ((((: ), а о том, могут ли их книжки описывать один и тот же мир.
А ещё по некой ассоциативной цепочке (котрая уловима, но которую лень описывать) вспоминается стихоторение Дмитрия Быкова, которое Эйдж вешала у себя на дайре как-то www.diary.ru/~aigsil/p27535923.htm
Ну, тут отдельный пункт про политику, которая у разных стран - разная
И в случае Ниенны и Толкина я бы все-таки поостереглась называть это одним миром. Тут бы скорее подошло видение фанфикшена как интерпретации первичного текста, ибо вот за интерпретацию текст Ниенны как раз сошел бы. Но интерпретация - всяко не второе описание одного и того же мира.
Про "Град" - хотела спросить, как ты восприняла отсутствие ярко выраженной событийной концовки. В смысле - отсутствие объяснений метафизики мира, откуда что взялось, как это все взаимодействует, зачем оно надо и так далее.
Ассоциативную цепочку со стихотворением я даже почти улавливаю
конечно, свои мысли на этот счёт появились — в виде различных вариантов.
а ты думала о том, почему у них в мире не было творческих людей?
говорят, есть мегаинтервью со стругацкими, где они раскрывают если не все, то многие карты. может, поищу потом. а может и не поищу. мне пока интересно самой всё это обдумывать.
Меня в первое прочтение сильно раздражало, что они не раскрыли всех карт. Что, как, откуда - всю метафизику от Наставников до цели Эксперимента. На остальные протичывания я уже как-то подуспокоилась, но хотелось бы узнать все до сих пор
а ты думала о том, почему у них в мире не было творческих людей?
Мне почему-то изначально казалось, что творческая натура на такой эксперимент вообще не пойдет. Почему творческих натур не рождало само общество - вопрос уже второй. Я в свое время мысленно делила всех творческих натур на реалистов и эскапистов. Так вот, эскаписты там и без того все, они уже сбежали, дальше убегать-то некуда. А про реалистов Изя хорошо говорил - во время до переворота им нечего было изображать, во время после переворота они стали слишком сытыми, чтобы вообще о чем-то париться и что-то изображать. Это если коротко.
говорят, есть мегаинтервью со стругацкими, где они раскрывают если не все, то многие карты. может, поищу потом. а может и не поищу. мне пока интересно самой всё это обдумывать.
Я искала
впрочем, всё это спорно, спорно.
а почему ты думаешь, что творческая натура на такой эксперимент не пошла бы?
насчёт эскапистов — мне вот кажется, что с ними всё не так просто. "Эскапист", по-моему, это, что-то типа мировоззрения. Где бы ты не оказался, тебе будет хотеться в другое место. Т.е., эскаписты бредового мира могли бы писать в духе "тоска по родине", а что.
нашла вот это rusf.ru/abs/int0000.htm
видимо, о нём мне и говорили.
а почему ты думаешь, что творческая натура на такой эксперимент не пошла бы?
Собственно по причине, которую ты изложила сразу же за вопросом
Ага, спасибо за ссылку, прочту.
Ага, схема, но я и хотела привести в общем виде